Материалы

Учителю об одаренном ребенке

Педагогическое сопровождение одаренности. Список литературы

Работа с одаренными обучающимися в ДШИ и ДМШ

Топ-Лучшие школы 

Поздравляем победителей!

Девять школ Самары и Тольятти, которые продемонстрировали высокие результаты в 2015—2016 учебном году, включены в топ-500 лучших школ России. 
В топ - 200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, от Самарской области вошли:  Гимназия № 1 (Самара) и Лицей авиационного профиля № 135 ( Самара).

В ТОП - 200 сельских общеобразовательных учреждений вошли 6 образовательных организаций Самарской области. Подробно читать здесь. 

Россию нужно спасать детьми

Россию нужно спасать детьми – именно это может стать новой национальной идеей, считает писатель Захар Прилепин. 

Проблема существования национальной идеи состоит в очень широком разборе наших представлений о том, кто мы есть и где искать образец для будущего. 

По словам Захара Прилепина: «Безумные средства, вложенные в здоровье детей, в образование детей, в кружки - дало бы нам возможность через 20-3- лет получить 20-30 миллионов молодых людей, которые наделены сверхзнаниями и сверхвозможностями.

 

Полный текст статьи см. по адресу: http://www.nakanune.ru/articles/18219.

 

Современные представления о проявлении одаренности в младшем школьном возрасте

Карамаева Любовь Александровна,

канд. псих. наук,

зам. директора по научной работе

Регионального социопсихологического центра г.о. Самара

 

Отечественная и зарубежная психологические школы рассматривают творческое мышление в качестве основного механизма одаренности. Поэтому, детальное изучение специфики творческого мышления в младшем школьном возрасте позволяет раскрыть особенности проявление одаренности в данном возрастном периоде.

Младший школьный возраст, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, занимает период младшего школьного детства и находится на стыке двух эпох: детства и подростничества.

Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни.

Развитие творческого мышления в данный возрастной период подчиняется общим закономерностям развития мыследеятельности. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практики», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Современные представления о проявлении одаренности в младшем школьном возрасте

 

Особенности межличностных отношений одаренных младших школьников

Карамаева Любовь Александровна,

канд. псих. наук,

зам. директора по научной работе

Регионального социопсихологического центра г.о. Самара

Благоприятная атмосфера межличностных отношений перестраивает самого человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. При этом достаточно часто участники взаимодействия из-за своих личностных особенностей не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть барьеры, установить доверительные отношения. В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития взаимодействия, люди не способны сохранить эффективные взаимоотношения.

В зарубежной социальной психологии последних десятилетий можно выделить три основных направления изучения межличностных отношений. В первом рассматриваются наиболее общие, базисные личные тенденции (внимание, защита, дружба, успех и т.п.), являющиеся основой стиля общения (У. Шутц, Г. Триэндис, Б. Бас, Д. Коуэн и д.р.). Исследователи второго направления (Т. Лири, Дж. Виггинс, Д. Кислер, М. Лорр и д.р.) анализируют набор межличностных черт и устойчивых тенденций общения, составляющих в совокупности межличностный стиль. Третья группа исследователей (М. Дюк, С. Новицки и др.) главными считают специфику и контекст ситуации взаимодействия.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Особенности межличностных отношений одаренных младших школьников

 

 

Теории одаренности: принципы и способы работы с одаренными детьми

Элина Гринштейн,

психолог, студентка магистерской программы

Psychology of Excellence in Business and Education

 в Ldudwig-Maximillian Univeristy, Мюнхен.

 

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

В настоящее время все больше и больше отечественных психологов и педагогов интересуются темой одаренности и одаренных детей. Открываются центры для работы с одаренными детьми, в Интернете появляются научно-популярные публикации на эту тему. Однако до сих пор понятие одаренности не было полностью описано и раскрыто в русскоязычной литературе. Данная статья – попытка заполнить этот пробел. Для начала, познакомимся с ключевыми концепциями одаренности, которые наиболее часто используются в мировой практике. Затем, рассмотрим способы работы с одаренными детьми, которые предлагаются в рамках этих концепций. Сразу стоит отметить, что материалами для статьи послужили исключительно зарубежные статьи и книги, в основном американские и европейские, поэтому не всегда те способы, которые будут описаны, применимы к современной российской школе в чистом виде. Тем не менее, стоит надеяться, что они будут полезны для более полного понимания работы с одаренными детьми.

Две самые цитируемые и широко используемые концепции – Трехкольцевая модель Рензулли (Three-ring Conception of Giftedness by Renzulli) и Мюнхенская модель одаренности. (Munich Model of Giftedness).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Теории одаренности: принципы и способы работы с одаренными детьми

 

 

Принципы и проблемы отбора детей, основанные на современном понимании одаренности

Элина Гринштейн,

психолог, студентка магистерской программы

Psychology of Excellence in Business and Education

 в Ldudwig-Maximillian Univeristy, Мюнхен.

 

У всех нас разные таланты, но у нас должны быть одинаковые возможности их развивать.

Джон Ф. Кеннеди

 

Отбор учеников на программы для одаренных детей – принципы и проблемы.

Программы для одарённых детей – очень широкое и не совсем понятное явление. С одной стороны, к таким программам можно отнести специальные сборы, которые проводятся для участников олимпиад. С другой стороны, в Европе и Америке это понятие используется для обозначения более широкого круга мероприятия, направленных на выявление одаренных детей и их последующие развитие в различных форматах. Это могут быть летние школы, программы выходного для или полноценные учебные программы. Не смотря на то, что в России пока только начинается создание подобных программ, я надеюсь, что материалы этой статьи будут полезны как учителям, так и организаторам  программ для одаренных детей, так как в ней собраны ключевые принципы и проблемы отбора детей, основанные на современном понимании одаренности.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Принципы и проблемы отбора детей, основанные на современном понимании одаренности

 

 

Особенности воспитания одаренных детей - полезные рекомендации для учителей.

Элина Гринштейн,

психолог, студентка магистерской программы

Psychology of Excellence in Business and Education

 в Ldudwig-Maximillian Univeristy, Мюнхен.

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Плутарх

 

В данной заметке, я попыталась обобщить ключевые принципы, по которым должна строиться работа с одаренными детьми. Источником этих рекомендаций стали как статьи учителей, которые работают долгое время в системе «одаренного образования», так и результаты эмпирических исследований в США, Европе и Японии. Я постаралась максимально применить идеи, изложенные в западной литературе, к современной ситуации в Российской школе, но тем не менее предполагаю, что эти рекомендации могут скорее послужить отправной точкой для построения или развития собственного стиля работы с одаренными детьми, нежели руководством к действию.

Не существует «нормальных» учеников

Для того, чтобы успешно работать с одаренными детьми (да и вообще с детьми) необходимо постараться распрощаться с идеей «нормальных» детей. Не важно, сколько вы работаете в школе три дня или тридцать лет. Стоит дать детям шанс расти  развиваться с того уровня, на котором они находятся, а не с того, на котором учитель думает им стоит находится. Эта, казалось бы, простая идея очень тяжело воплощается в жизнь. С одной стороны, ей противоречат все стандарты образования, которые диктуют, что должен знать ребенок даже до школы, что уж говорить после третьего класса. С другой стороны, учителя сами зачастую способствуют делению учеников на нормальных и не очень. Детей постоянно сравнивают друг с другом. Им говорят, что он обязан знать это правило даже если он не понимает предыдущего. Очень сложно уйти от того подхода и, безусловно, потребуется много времени, чтобы вся система образования способствовала развитию каждого ребенка по отдельности. Тем не менее, стоит начать с себя и собственных учеников – попытаться поверить в то, что они все в одинаковой степень нормальные и, главное, что то, что они разные – это их достоинство, которым стоит пользоваться и гордиться.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Особенности воспитания одаренных детей - полезные рекомендации для учителей

 

 

Продвижение сайта - «SEO Простор»

2.5.8